Мой первый мод (часть 3)

Хотел написать P.S. (пост скриптум), но понял, что слишком длинным будет дальнейшее изложение и отказался от этой мысли. Так что воспринимайте это, как продолжение повествования. Просто работа, которую я посчитал законченной, потребовала продолжения.

Как я писал выше, стала очевидной необходимость изменения системы охлаждения. Не откладывая дело в долгий ящик я поехал на автомобильную свалку и купил радиатор системы отопления. Честно говоря, даже не знаю, от какой он машины. Я выбирал его исходя из размеров и материалов из которых он сделан. С терпением у меня всегда было не здорово и я немедленно взялся за проверку работы новой системы охлаждения. Был снят мой любимый кулер с пельтье. Жаль, но он явно не справлялся водиночку, да и требовал себе отдельного блока питания (прожорлив, гад, оказался). Между делом, пока руки по локоть в масле, отключил и снял кулер процессора, оставив, само собой, радиатор на месте. А дальше пошел во двор, залез в пруд и вытащил из него насос, служивший фонтаном. Уж и не знаю, какая у него производительность, но точно знаю, что более, чем достаточная. Я боялся только за то, чтобы аквариум не снесло струей. Но впоследствие все оказалось совсем не так страшно. На фотографии все выглядит не очень чистым, но это ведь только испытания, обещаю позже все отдраить.

Ну а потом еще полчаса возни, заляпаный маслом стол, жирные по локоть руки, но готовый к испытанию компьютер. Хотя выглядит это неприглядно, тем не менее- это уже рабочий вариант. Аккуратную комутацию и укладку шлангов буду делать в случае успешного окончания испытаний.

Как видите, в ход  идет даже литература (правда в качестве груза). Кстати, давно хотел сделать фото без вспышки, чтобы продемонстрировать, как это выглядит в полумраке. Получилось не очень красиво, но зато понятен эффект, получаемый при освещении синими светодиодами.

Первый вывод, сделанный после этого экспресс- теста, показал, что охлаждать собственно жидкость во всем ее объеме недостаточно. Выяснилось, что направляя струю точно на очаг тепла (например, процессор) достигается разница температур  в этой зоне аж до 4-5 ºC. Так что встала необходимость управлять струей приточной воды. Покопавшись в барахле, хранящемся в гараже, нашел насадку для аквариумного пылесоса. После часа работы она идеально легла на радиатор процессора. Закрепил не очень красиво- терпелка кончается. Когда будет достигнуто рабочее состояние PСera, займусь «полировкой» деталей и украшательством. А пока- функциональность «правит бал».

Кроме всего прочего пришлось заняться вопросом синхронизации работы насоса с включением компьютера. Я решил исключить по возможности человеческий фактор, тем более, что этот комп, скорее всего достанется жене. Сами понимаете: «Ой, а я совсем забыла…. А я не знала, что…».

И уж коли вопрос вспух, я решил заняться им сразу всерьез. Решено было вместо фиксированного включения насоса через реле (его я уже давно прикупил), сделать некое универсальное устройство, позволяющее подключать синхронно с компьютером любое внешнее устройство с питанием переменным током 220 В. Я решил сделать эдакую розетку, подключая в которую устройство, оно автоматически синхронизируется с компом. Вот что у меня получилось (не обращайте внимания на внешний вид).

Как видно на фото, само устройство через шнур напрямую включается в электрическую сеть. Согласуемый с компьютером агрегат подключается в розетку на верхней крышке устройства. В верхней крышке также встроен молекс  для подключения к питанию компьютера с целью подачи тока на управляющее реле. Чтобы не лишать систему питания компьютера одного из коннекторов, который приходится на это задействовать, вывел наружу два параллельных молекса, которые при необходимости его заменят.

Кроме того, пришла идея сделать возможным включение подсоединенного к устройству агрегата независимо от компьютера. Для этого там же сделал обводную линию и поставил на нее банальный выключатель. Не знаю, как с другими устройствами, но для работы с насосом-  исключительно полезная вещь, например при сливе масла из системы. Слив при помощи насоса занимает меньше минуты.

Рассказывать обо всех мелких неувязках, сопровождавших процесс доработки мелочей, не считаю нужным. Зачем утомлять читателя подробностями типа «сломался… и пришлось изготавливать заново…»?  Вобщем, я в общих чертах описал ВЕСЬ процесс создания моего детища PСera. Теперь на досуге займусь лишь внешним видом (было много нареканий на неаккуратно подвязаные провода  и т.п.) и «доводкой» технических деталей, а также поиском окончательных технических решений, которые проверялись в работе «на коленке».

А между тем по просьбам интернавтов пришлось отвечать на главный вопрос: «Так что же позволяет охлаждать такая система и какие возможности разгона открываются?» Никогда в мой жизни я разгоном не занимался, пришлось проходить ликбез оверклокера. А так же пришлось найти и скачать программы мониторинга и тестирования системы:  S&M, CPU-Z и Sandra. Скачано было раз в пять больше софта, но остановился я на этих прогах.

Начитавшись про оверклокинг понял, что мне достался сложный случай. Мой процессор Sempron 2400+ имеет заблокированный множитель (10 х 166) и система может разгоняться только по шине материнки ASRock K7S41GX. Перечитал весь инет вдоль и поперек, но не нашел ничего или, точнее, почти ничего. К сожалению, это «почти ничего» заметно превышает мои возможности «золотых рук мастера» и я решил не лезть в дебри и начал тупой разгон по шине.

Результат, которого я добился, считаю неплохим. Поднял шину до 205 Мгц и получил реальную частоту на процессоре в 205 х 10 = 2.050 МГц при 1.670 Мгц номинальной частоты. Память DDR поставил фиксированно на 200 Мгц (биос позволял выбрать только между 166 и 200). При этих установках биоса система стабильна при тестировании на S&M. Правда, пришлось поднять на 3% напряжение на процессоре.

При всем моем расстройстве по поводу невозможности поиграть множителем, самым главным положительным выводом оказался огромный запас по температуре на процессоре. При 100%- ной загрузке проца температура ни разу не поднялась выше 47,5 С. При этом температура жидкости в общем объеме аквариума не поднималась выше 37 С. Тесты проводились при температуре окружающего воздуха приблизительно в 21 С. Иначе говоря, даже в случае зашкаливания температуры на процессоре при гипотетическом экстремальном разгоне, достаточно будет просто увеличить мощность насоса. Радиатор и его кулеры менять не прийдется- их хватает «за глаза».

Убедительная просьба ко всем, кто это читает, оставляйте свои комментарии и советы или пишите мне на «мыло». Мне очень не хватает опыта и хорошего совета. Тем более, что этот эксперимент может кому-то ,быть полезен и сэкономить время и усилия.

Следующий шаг будет разгон видеокарты. На этой плате она интегрированная. Жене графика совершенно не нужна, поэтому разгон хочу попробовать только для выяснения пределов системы охлаждения. Но этим я займусь после еще одного «ликбеза». На все нужно время.

 

 

Esta entrada fue publicada en Компьютеры и Интернет. Guarda el enlace permanente.

Deja un comentario